Наши Торговые марки
Цейлонский чай
Китайский чай
Вьетнамский чай
Ароматизированный чай. СДЕЛАЕМ ЛЮБОЙ КУПАЖ, по Вашему желанию....
воды для заваривания чая
Ложка Кофейник большой
Главная
О компании
Каталог чайной продукции
Как купить?
Новости
Акции
Статьи
Контактная информация

История чая и чайные традиции Китая

Неизвестно когда и кем был открыт чай в Китае. Однако эту честь традиционно приписывают мифическому китайскому императору Шэнь Нуну, который считается отцом китайской медицины и известен также под именем Божественный Целитель. Существуют три варианта истории о том, как Шэнь Нун открыл чай. Первый гласит, что, когда Шэнь Нун пробовал на вкус разные виды растений и ядов, ему вдруг стало очень нехорошо: во рту пересохло, язык жгло, а тело охватил жар. Он поискал лекарство по близости и заметил на земле листочки, облетевшие с куста. Из-за своего неистощимого любопытства он попробовал их и обнаружил, что, несмотря на горький вкус, они обладают приятным ароматом. Вскоре он почувствовал себя лучше, собрал еще листьев с этого куста и отнес домой, чтобы исследовать их свойства.

Во втором варианте истории Шэнь Нун однажды очень устал от трудов и развел костёр, чтобы нагреть воды. Листья с дерева упали в котелок с водой для питья. Выпив получившийся напиток, который на вкус был одновременно горьким и сладким, Шэнь Нун почувствовал себя освеженным и полным сил. Он понял, что нашел новое полезное растение, и решил более тщательно изучить его качества. Утверждается, что, когда Шэнь Нун попробовал чай, тепло постепенно разлилось по его телу, словно пробуя на ощупь каждую его часть. Поэтому чай называется «ch’a»; это же слово имеет смысл «испытывать», «проверять» или «исследовать». Впоследствии слово «чай» получило новый иероглиф, который тоже произносится «ch’a» и изображает дерево внизу, цветы и листья внизу и человека между ними. Это символ того, как чай помогает привести людей к гармонии с природой.

Третья легенда гласит, что Шэнь Нун имел прозрачный живот. Это давало ему возможность, исследуя различные растения, наблюдать на себе их действие. Однажды он в течение одного дня попробовал 100 различных трав и 72 яда, и его организм не справился с такой нагрузкой. Шэнь Нун упал под дерево и потерял сознание. В это время с листа скатилась роса и, попав ему в рот, вернула Божественного Землепашца к жизни. Придя в себя, он заинтересовался этим растением, которое оказалось чайным деревом. Он сделал вывод, что чай может выводить из организма яды. Так, впервые упоминание о чае встречается в трактате Шэнь Нуна "Стволы и травы" ("Шэнь Нун Бао Цао Цзин").

После открытия Шэнь Нуна чайное растение (чайный куст) впервые упоминается почти 4700 лет назад. Чай стали возделывать, и наиболее ранние записи о сборе чая датируются примерно 2000 г. до н.э., когда чаепитие уже получило значительное распространение.

По еще одной легенде, которая датируется 519 г. до н.э., из Индии в Китай пришел рыжебородый буддийский монах (он же Бодхидхарма – считается основателем дзен-буддизма). Во время своей семилетней медитации он задремал, а проснувшись, рассердился на себя, вырвал свои веки (в других источниках ресницы) и бросил их на землю, чтобы этого не случилось снова. Вот из них-то и выросли два чайных дерева. А буддийским монахам рекомендовалось пить чай во время медитаций и церемоний, чтобы не спать. До сих пор в китайском и японском языках для обозначения век и чая употребляют один и тот же иероглиф.

Возделывание культуры чая в Китае развивалось очень интенсивно, опыт накапливался… И в 300 - 400 гг н.э произошло одно из самых важных событий в истории чая. Открыли, что самый лучший чай получается из самых молодых листьев. В связи с этим к разнообразным названиям напитка прибавилось еще одно – «ча», что значит «молодой листок». Именно от этого слова и произошло название напитка в некоторых странах.

В 400-600 гг н.э. в Китае стали учащаться записи об употреблении чая. В пищу использовались преимущественно листья дикорастущего чая, также зафиксированы первые попытки культивации чая. Чаще всего, чай используется как лекарство или как ритуальный напиток буддийских и даосских монахов, но также применяется и как пищевой напиток.

В те времена был принят следующий способ приготовления: чайные листья сминались в своеобразные лепешки, которые слегка поджаривались (кроме этого, лепешки часто сушили в виде плиток или кирпичиков). После этого лепешку (или ее часть) клали в керамический горшок и заливали кипятком; после этого добавляли соль, лук, специи, имбирь. Получался своего рода чайный суп, рецепт которого в зависимости от региона мог быть довольно разным. С конца V в. (479 н.э.) стало развиваться распространение чайного растения в некоторых районах Китая, далее по Тибету. В летописи зафиксированы факты обмена чая на другие товары на северной и западной границах Китая. Фактически, так началось Движение чая по знаменитому Шелковому Пути.

Из Китая чай начал распространяться в Корею и Японию (соответственно в 510 м и 552 годах), где как культовый, религиозно церемониальный напиток его стали применять с IX века, в то время как народные массы получили возможность употреблять его не ранее XVII века, т.е. уже после того, как чай вошёл в употребление в европейских странах.

Чайный напиток рано появился и в Индии, в 527 году, но так и не вышел за пределы узкого слоя буддийских монахов. Широкие массы в Индии познакомились с чаем лишь в конце XIX века и даже в начале XX века, в основном через англичан. Таким образом, разрыв между культовым и бытовым употреблением чая во всех странах Востока был весьма значительным – исчисляем несколькими веками.

В 618– 906 гг н.э. Китай начал оживленную чайную торговлю по Шелковому Пути с Индией, Турцией и регионами нынешней Средней Азии. Следует отметить, что в то время в воду для чая обязательно добавляли соль, так что по вкусу напиток категорически отличался от современного чая. Во времена династии Тан популярность приобрел порошковый чай. Приготовление и питье подобного чая стало модным занятием у знати и аристократов

В 780 г.н.э., китайский поэт Лу Ю написал первую книгу о чае «Чайный Канон» (Ча Цзин). Эта книга приобрела необычайную популярность, еще при жизни Лу Ю обрел любовь и покровительство Императора, его считали в Китае чуть ли не святым. В книге были впервые описаны сорта чая, его выращивание и приготовление, ритуал чаепития. В этом же году был введен первый налог на чай.

Со времен Династии Сун (960-1280 гг) чай в Китае уже пили и выращивали повсеместно. Порошковый чай из аристократического напитка стал массовым, а из процесса приготовления чая исключилась соль.

Времена упадка чайной отрасли приходятся на 1206 – 1368 годы (Династия Юань), когда Китай более чем на столетие был оккупирован Чингис-ханом и Кубла-ханом. Большинство чайных плантаций было уничтожено, и чай вновь стал редким и элитным напитком, массовая культура питья чая утратилась. А Марко Поло во время своего путешествия в Китай даже не попробовал чай.

Так продолжалось до 1368 года. Во времена Династии Мин (1368-1644гг.) в Китае наступил чайный ренессанс, стало возрождаться массовое употребление чая. В то время приготовление порошкового чая потеряло свою популярность, и искусство его заваривания постепенно утратилось. Стала возрастать популярность нового метода заваривания, когда в кипяток опускались целые листья. Полученный в результате нового способа заваривания настой являлся гораздо более бледным (бледнее порошкового). Отсюда возникла потребность в новой чайной посуде. Именно тогда появилась и стала модной керамика из Исина (Юйсина, Yixing) – тонкостенные чашки и заварники из белого фарфора или из светлой глины. В это же время появились и стали популярными заварочные чайники.

В 1557 году было открыто португальское торговое представительство в Макао. Активно стал развиваться экспорт чая. И к 1730-1740 гг. из Кантона ежегодно уходит 1680 тонн чая., а к 1886 году экспорт чая достигает уже 80 тысяч тонн в год. Таким образом Китай стал обеспечивать чаем весь мир.

Хотя, во времена правления династии Цин (1644-1911гг.) проводилась изоляционистская политика, в том числе и в отношении чая. Всеми чайными делами заправляло Императорское чайное управление, которое, кроме всего прочего, пыталось классифицировать чай. Ничего удобоваримого из этого не вышло.

А вот жители Тайваня начали пить чай, правда дикорастущий, только с 1661 года. И уже в 1697 году были документально зафиксированы первые культурные плантации чая в селении Формоза (округ Нанту). Известно, что основная часть первого Тайваньского чая вывозилась голландскими купцами в Персию. Голландские суда несли чай к Persia, первый известный экспорт Taiwanese чая.

В Китае были и периоды затишья в экспорте чая в Европу. Случилось это в 1834 году, когда нелегальный ввод опия в Англию достиг 3000 тонн. После этого императорским указом все китайские порты объявились закрытыми для иностранцев. До окончания первой опиумной войны (в 1842г.), чайная торговля с Китаем практически полностью прекратилась. В это время (1839-1840гг) китайцы уничтожили большую партию английского опия, после чего Англия объявила войну Китаю. Началась серия войн, которая закончилась только в 1860 полным поражением Китая. После чего торговля чаем оживилась.

В результате войн и высокой рентабельности механизированного производства против традиционного китайского ручного в 1949 году была произведена всего 41 тысяча тонн чая.

Таким образом, все крупнейшие страны мира предпочитают чай другим напиткам. Кроме того, чай распространён как напиток во всех странах Юго Восточной, Центральной Азии и Среднего Востока, а также в странах Восточной Африки. Страны Ближнего Востока и арабские страны Северной Африки принадлежат к «кофейной» зоне, за исключением Марокко и отчасти Египта. Таким же «чайным» исключением в преимущественно «кофейной» Латинской Америке является Аргентина. Частично распространён чай в его южноамериканских вариантах (мате, онсе) в Парагвае, Чили и Перу. Следовательно, подавляющее большинство населения земного шара употребляет в качестве наиболее обыденного безалкогольного напитка чай.

 

Прокомментировать
(498) 601-71-23revtearevtea
© 2011-2013 Компания «Лидер» – работа, настойчивость и здравый смысл
Разработка: www.SmolenskCity.ru
Яндекс цитирования